Развитие индустрии ювелирных изделий в Украине. Обзор ювелирных заводов.

0
1864

Коллекция изделий ювелиров Украины представляет развитие ювелирного искусства в 16 — начале 20 веков. Эти предметы могут рассказать о древних художниках, которые часто остаются неизвестными. Каждое произведение отражает эпоху и стиль, его оформление сохраняет глубокую символику. Определенные предметы, связанные с некоторыми важными историческими личностями или событиями. Веками эти предметы принадлежали ряду выдающихся коллекционеров, теперь в музее они становятся свидетелями истории.

Светские украшения составляют небольшую часть коллекции. Большинство из них были сделаны ювелирами в качестве церемониальных предметов, часто по заказу православной церкви, а также богатых прихожан, что иногда отмечается надписью.

С 16-го века ювелирные изделия, сохранившие некоторые местные традиции, развивались в основном под влиянием художественных тенденций Запада.

В 16 — первой половине 17 века Львов был главным центром ювелирного производства. Город возник на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом во времена Руси. Первый документ записал там ювелира в 1384 году. В конце 16-го века было 30 ювелиров, вместе с литейщиками и художниками у них была совместная гильдия. В 1600 году Львовский магистрат принял устав гильдии ювелиров. Для предотвращения мошенничества статут обязывал ювелиров наносить на свои золотые и серебряные изделия личную или семейную отличительную черту (хмерка). Серебряный стандарт не может быть ниже одиннадцати. В 1678 году появилась городская печать Львова с изображением стоящего на поле льва.

Во Львове среди армянских, еврейских, польских и украинских ювелиров работали мастера венгерского, немецкого, французского и шведского происхождения. Но устав позволял гильдии принимать только католических художников, поэтому большинству армянских, еврейских и украинских ювелиров приходилось работать из городской мастерской как «патчеров», которые могли делать и продавать какое-то серебряное или золотое изделие только после оплаты некоторых денежный вклад в гильдию. К первой половине 17 века Львовская мастерская насчитывала 80 человек.

Львовские ювелиры славились изготовлением знаков отличия, таких как булава, церемониальные предметы, сосуды, предметы быта, такие как подсвечники, чашки, посуда, тарелки, ложки и украшения.

Там восточные мотивы сочетались с западными элементами. Ювелиры часто украшали оружие и уздечку лошади драгоценными и полудрагоценными камнями (бирюза и часто альмандин) с Ближнего Востока.
Военные события 1648-1654 годов привели к упадку ювелирного искусства во Львове. Несмотря на все, город оставался значительным ювелирным центром времен Польского королевства, а затем и в Австрийской империи, а его работы были известны в Европе.

Во второй половине 17-го века появление ювелирных мастерских в Чернигове, Козелеце, Нежине, Новгород-Сиверске, Стародубе, Ромнах, Глухове, Батурине, Остроге, Кременце, Кременчуге и других городах отвечало растущему спросу на предметы роскоши. ,

Затем Киев снова стал главным культурным центром Украины. Гильдия ювелиров впервые упоминалась там в 1503 году, позже об этом не было никаких записей до 1794 года — вероятно, долгое время ювелиры работали в гильдии иконописцев. В Киево-Печерской Лавре были свои мастерские, но самые важные поручения были сделаны монастырем для ювелиров, которые работали в Киев-Подоле. Трудно определить ранних киевских мастеров, которые редко писали свои работы в XVI-XVII веках. На изделиях восемнадцатого-девятнадцатого веков нанесены инициалы изготовителя (на кириллице или латинице), городской штамп с надписью «KIOV», утонченность (часто «12» как количество драгоценной части в общей сложности 24 части сплава). С 1780-х годов киевское ювелирное дело использовало новую марку с изображением Архангела Михаила с мечом и щитом. В начале 20 века появилась городская визитная карточка с надписью «Киев».

Известно более 200 имен киевских ювелиров — каждый со своими техническими и художественными предпочтениями. В своей работе ювелиры использовали традиционные методы, такие как литье, ковка, штамповка, вытирание, чеканка, тиснение, гравировка, золочение, эмаль, чернь, филигрань.

В 17 веке началось градостроительство, реконструкция древних церквей и создание новых, поэтому православная церковь требовала более ценных предметов для своего роскошного убранства. Киевские церкви были украшены благодаря местным мастерам-серебряникам Иовану Равичу, Иеремии Билецкому, Айове Атаназевичу, Матфею Наруновичу, Феодору Левицкому, которые создавали различные литургические предметы: украшения на иконах, алтарные кресты, чаши, скинии, митры, панагии, подвесные кресты. Многие уже напечатанные религиозные книги должны были быть украшены позолоченными крышками, часто инкрустированными полудрагоценными и драгоценными камнями, цветными эмалями. В первой половине 17-го века книга Евангелия имела металлические украшения на окурке и застежках, а ее обложки были одеты в бархат, который также был украшен металлической аппликацией. Обе стороны имели центральное приложение и четыре угла. В центре передней обложки традиционно помещалось арочное изображение с изображением Распятия в окружении одной или двух пар христианских святых. А вокруг него по четырем углам изображены четыре евангелиста, обычно со своими символами, крылатый человек, лев, вол и орел. Часто поверхность между основными аппликациями украшена меньшим количеством розеток из драгоценного металла, инкрустированных камнями или цветным стеклом.

К концу 17 — началу 18 века украшения обычно следовали образам барокко, а затем украинские украшения процветали с тиснеными орнаментами из листьев аканта, цветов и фруктов. В экспозиции представлены великолепные образцы этого стиля ведущих киевских ювелиров в стиле барокко: И. Равыч, И. Билецкий, М. Нарунович, В. Мощенко, М. Лазаревич.
Некоторые религиозные объекты отражают влияние архитектурных форм того времени: как двух- или трехэтажные колокольни были изготовлены в первой половине 18-го века в серебряных скиниях киевскими ювелирами И. Равычем, С. Тарановским, Ф. Левицким.

Ювелирные работы часто были украшены жемчугом, а также самыми драгоценными камнями, такими как рубин, изумруд, сапфир и бриллиант. Особенно были роскошно украшенные митры и панагии.

Многие предметы были украшены эмалевыми медальонами, которые ювелир покупал или заказывал мастеру по изготовлению эмалей, в соответствии с производством с необходимой формой и изображенным сюжетом.

В конце 17 — середине 19 века Киево-Печерская Лавра была основным центром производства эмали. В его палитре преобладают цвета вишни, розовый, сиренево-розовый, теплый желтый и синий. Некоторые примеры известны благодаря темно-коричневому эмалевому фону. Очень редкие имена эмалировщиков известны, поскольку художник обычно оставлял свою подпись на оборотной стороне нарисованного произведения.

Многие религиозные предметы являются надписями, посвященными их комиссарам, представляющим высших командиров казачества, чей статус особенно возрос после антипольского восстания 1648-1654 годов. Запорожские казаки были главной опорой православия на Украине.

Многие средства были отданы в пользу православной церкви гетманом Иваном Мазепой. Гетман поддерживал реабилитацию и строительство более 20 храмов, он предлагал много ценных церемониальных предметов. Для обозначения культурных достижений в архитектуре, литературе, а также в ювелирном деле, достигнутых за двадцать лет его правления, используется термин «барокко Мазепы».

Из многочисленных даров гетмана Мазепы можно увидеть роскошную серебряную позолоченную икону иконы Дихтиаровки, для которой также был построен за счет гетмана каменный храм Покрова, Покрова Пресвятой Богородицы. В нижней части иконы было выбито обильные листья аканта вокруг герба Ивана Мазепы. Эмблема гетмана сейчас не очень хорошо видна, очевидно, она была скрыта из-за процедуры анафемы, организованной московским царем в 1708 году, в то время как икона исчезла позже, в начале советского периода, и церковь Покрова, пустая, стояла в полуразрушенном состоянии.

В 1760-е годы появился стиль рококо. Свободную композицию, асимметрию, изогнутые линии, узоры завитков и ракушек восприняли за их металлоконструкции К.Чижевский., И. Атаназевич, Ю. Величковский, Д. Любеч и другие киевские ювелиры. Хотя самые провинциальные мастера предпочли мотивы в стиле барокко.
В конце 18-го европейцы снова обратились к классическому стилю, но это увлечение мало повлияло на украинских художников. Тем не менее, в Киеве такие ювелиры, как Ф. Коробка, И. Ярославский, И. Винниковский, Г. Проценко, создали несколько неоклассических примеров, сияющих полированными серебряными поверхностями с четкими рельефными гирляндами на них.

Во второй половине 19 века появились мастерские с техническим оборудованием для массового производства. В 1851 году в Бердичеве Израэль Заходер открыл фабрику, продукция которой пользовалась спросом даже за рубежом.
В 1878 году Иосиф Маршак открыл свою мастерскую в Киеве-Подоле. Вскоре он переехал в новый респектабельный центр города, на улицу Крещатик, где превратился в крупную ювелирную фабрику. Работы Маршака получили высокую оценку на международных выставках в Санкт-Петербурге, Антверпене, Льеже, Париже. Широкий ассортимент изысканных украшений из золота и множество интересных столовых изделий из серебра, подсвечников, бокалов, чашек и т. Д. Производились на фабрике до 1918 года.

В 1913 году в Киеве было 38 ювелирных магазинов и магазинов, и большинство из них располагалось возле Крещатика.
Следующие революционные изменения негативно сказались на ювелирном искусстве. С 1930-х по 1970-е годы все советские предприятия «Ювелирпром» в основном работали на серийное производство недорогих ювелирных изделий, украшенных позолотой, эмалью, чернью, искусственными кристаллами, драгоценными камнями, стеклом и синтетическими материалами, чтобы удовлетворить скромных простых граждан.

В последней четверти 20-го века были созданы интересные образцы ювелирного искусства, некоторые из которых находятся в коллекции музея «Современные ювелиры Украины».

Профессиональные и любительские художники тогда работали более творчески в Художественном фонде Украины. Творческая независимость и поиск новых источников вдохновения, техническое совершенствование, новое художественное видение являются неотъемлемой частью этого наследия, широко представленного художниками из Днепропетровска, Харькова, Киева, Одессы, Симферополя, Запорожья. Часто лишенные драгоценного металла ювелирам приходилось экспериментировать со сплавами (медь-никель, никель-серебро), титаном и использовать нетрадиционные материалы для украшения своих изделий.

В 1985 году появилась киевская креативная команда, в которой ведущие ювелиры Украины разработали новые композиционные, технические и дизайнерские решения. Многие работы, часто с поэтическими названиями, такими как «Ложный цвет» и «Нежность» (В. Хоменко), «Вишневая хризантема» (В. Друзенко), вызывают растения или животных — природа всегда является основным источником вдохновение для художников.

С 1970-х годов Ювелиры Украины известны за рубежом благодаря участию в международных выставках. Хорошо известны в Яблонце (в Чехословакии) ведущие украинские художники В. Друженко (Киев), Е. Жданов, Ю. Федоров, О. Михальянц, О. Писменный, Т. Писменна (Симферополь). В 1990 году лучшие произведения современных художников Украины из собрания музея были выставлены в Эстергоме (Венгрия).
Музей исторических сокровищ Украины организовал временные персональные выставки, чтобы представить искусство современных ювелиров.

Украина стала страной, где жила большая армянская диаспора. Крым и города Львов и Каменец-Подольский были их основными культурными зонами. Работая за пределами своей исторической родины, армянские художники предлагали развитие ювелирного искусства своей живой страны. Прекрасные филигранные работы являются прекрасным примером их художественного исполнения.

Древний полуостров Таурица — это земля особой крымскотатарской культуры, которая вобрала в себя влияние многочисленных людей, которые жили в этом плавильном котле на юге Украины. Двадцатый век был очень грандиозным для крымскотатарского народа, который сначала увидел появление новых культурных лидеров, а затем их чистку … в мае 1944 года в одну ночь они были изгнаны из Крыма; их культурные свидетели также исчезли при следующих советских правителях. Благодаря усилиям музеев полуострова сохранились редкие образцы замысловатых произведений крымских ювелиров. Эти уникальные объекты

В музее выставлены великолепные украшения из сохранившегося праздничного крымскотатарского костюма, который в наши дни служит одним из культурных памятников XVIII-XIX веков.

Обзор ювелирных заводов Украины

Киевский ювелирный завод Вот уже сколько лет КЮЗ дарит своим клиентам незабываемые драгоценные моменты в их жизни, несет самые лучшие традиции ювелирного искусства и является законодателем ювелирной моды в Украине.
Команда КЮЗ любит своих потребителей, изучает их запросы и предпочтения с целью максимального удовлетворения спроса.

Ювелирная компания Noblesse
Компания Noblesse является крупнейшим украинским дистрибьютором швейцарских часов и украшений лучших мировых ювелирных домов.
Важнейшая цель Noblesse — предоставление высочайшего сервиса клиентам. В 2013 году сеть бутиков компании включает 15 салонов в 5 крупнейших городах страны. В компании работает более 200 профессионалов.

Завод Шарм и сети магазинов B2B.Jewelry
В 1995 году был открыт первый магазин в городе Ладыжин (Винницкая область), с большой торговой площадью, по типу небольшого маркета.
Превращение из маленькой мастерской в настоящую ювелирную фабрику заняло около трёх лет. К 2003 году штат работников фирмы «Шарм» насчитывал 150 человек с большой сетью магазинов по разным городам Украины, а также до 2000 тысяч клиентов по оптовым продажам.

Днепропетровская ювелирная фабрика Эдем
Ювелирная фабрика Эдем находится в 10 лидеров ювелирной промышленности Украины. Фабрика предлагает Вам огромный ассортимент ювелирных изделий из золота. Ценовая политика и модельный ряд украшений рассчитаны на широкий круг потребителей с любым уровнем дохода. В производстве ювелирных изделий предприятие использует самые современные технологии.

Ювелирный дом Zarina
История ювелирного дома Zarina — это долгий путь безупречного стиля, который сочетает в себе лучшие ювелирные традиции, безупречность европейского вкуса и последние тренды мировой моды. Именно ювелиры компании Zarina, первые в Украине, изготовили ювелирные изделия из белого золота со вставками из черных бриллиантов. Воодушевленный патриотическим настроением украинцев, французский дизайнер, создал коллекцию ювелирных изделий, что посвятил современной Украине.