Развитие методов управления обслуживанием

0
1467

Активное развитие методов управления обслуживанием началось в 70-х годах прошлого века и было связано с быстрым ростом стоимости обслуживания и техногенными катастрофами, прежде всего, в авиации и ядерной промышленности. В России данные разработки активно развивались после крупных аварий, в том числе Чернобыльской аварии 1986 года.
В основе управления обслуживанием (maintenance management) лежат теория надежности и методы управления технологическими рисками, которые позволяют оценить критичность того или иного элемента инфраструктуры, его влияние на работу инфраструктуры в целом и в результате сформировать обоснованный план выполнения работ по обслуживанию.
Управление обслуживанием базируется на формировании структурированного представления об инфраструктуре, выработке единых подходов к схожим элементам инфраструктуры и правил оценки эффективности и работоспособности оборудования.
Такой подход позволяет систематизировать знания и выстроить процесс анализа истории сбоев и аварий с целью пересмотра и оптимизации исторически сложившихся принципов и регламентов обслуживания. Историческая информация о характере нагрузок, условиях эксплуатации, повторяющихся сбоях и допущенных при их ликвидации ошибках персонала является бесценной для индивидуального опыта организации и уточнения состава и периодичности работ по обслуживанию, исключения избыточных операций, недопущения слепого следования рекомендациям поставщиков и универсальным (потому — заведомо неоптимальным) требованиям нормативов.
Созданные на основе переработки этой информации принципы и регламенты становятся не только правилами эффективного выполнения работ, но и материализованной памятью организации. Они — живая летопись совершенных ошибок и наилучшей практики выполнения операций.
Сегодня в управлении обслуживанием наработано большое количество практически ценных методик оценки критичности оборудования, необходимости (или, напротив, необязательности) выполнения тех или иных работ по обслуживанию, оптимизации регламентов обслуживания. И здесь обслуживание, как старый товарищ, имеющий многолетний опыт, должно внести свой вклад в формирование сервисной модели.